О реализуемых основных и дополнительных образовательных программах
Об учебном плане
Учебный план разработан на основе:
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» №126-ФЗ от 24.07.1998г. (в действующей редакции);
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован в Минюсте ' России 1 февраля 2011 г., регистрационный номер 19644);
- Приказа МО и Н РФ от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями, внесенными приказами МО и Н РФ от 20 августа 2008 года №241, от 30 августа 2010 года №889, от З июня 2011 года №1994 и от 1 февраля 2012 года №74);
- Приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 № 2357” О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373”,
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования»;
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.10.2010г. № ИК- 1494/19 «О введении третьего часа физической культуры»;
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.05.2012 года № МД-583/19 «О методических рекомендациях «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»;
- Федеральных перечней учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России З марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
Примерных основных образовательных программ начального общего образования и основного общего образования, одобренных решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Письма Департамента государственной (политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ от 25 мая 2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Закона Чеченской Республики «Об образовании» (в действующей редакции).
Учебный план образовательного учреждения сохраняет структуру, образовательные области и максимально допустимую нагрузку обучающихся в соответствии с федеральным базисным учебным планом.
В данном учебном плане соблюдены принципы преемственности, как между уровнями обучения, так и в содержании учебного материала, последовательности в сроках, темпах обучения. В нем отражены федеральный, региональный (национально-региональный) и школьный компоненты.
Педагогический коллектив школы ориентирован на создание методически обоснованного и логически выстроенного образовательного пространства через:
наполнение основных компонентов (федерального, регионального, школьного);
номенклатуру предметов, сохраняющую взаимодействие между областями знаний;
определение нагрузки по определенным предметам и циклам;
- привлечение новых форм, методов и педагогических технологий обучения.
Основными задачами, реализуемыми через учебный план, являются:
обеспечение оптимального уровня образованности ребенка, его адаптации к условиям социума и культурной среды; создание условий для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка и учителя в процессе сотрудничества.
Учебный план для I—IV классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования.
Учебный план для V —IX классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования.
Учебный план для Х —XI классов ориентирован на 2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего общего образования.
На всех уровнях обучения используются УМК, утвержденные приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 2014 года № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016/17 учебный год».
Учебный план для 11 класса разработан на основе федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом МР и Н РФ от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями, внесенными приказами МО и Н РФ от 20 августа 2008 года №241, от 30 августа 2010 года №889, от З июня 2011 года №1994 и от 1 февраля 2012 года № 74).
Учебный план для 1 - 4 классов составлен на основе требований ФГОС НОО РФ (вариант З примерного учебного плана начального общего образования из «Примерной ООП НОО», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол № 1/15 от 8 апреля 2015 г.).
Вариант З примерного учебного плана начального общего образования из примерной ООП НОО предусмотрен для образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России (родной язык).
Основная образовательная программа начального общего образования реализуется через учебный план и внеурочную деятельность.
Учебный план и в целом основная образовательная программа начального общего образования состоят из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана начального общего образования определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей. Обязательные предметные области учебного плана начального общего образования: русский язык и литературное чтение, родной язык и литературное чтение на родном языке, иностранный язык, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), искусство, основы духовно- нравственной культуры народов России, (основы религиозных культур и светской этики), технология, физическая культура.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательного учреждения.
В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит и
внеурочная деятельность.
Время, отводимое на данную часть учебного плана, использовано на увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных предметов обязательной части.
В 1- IV классах за счет части формируемой участниками образовательных отношений и одному часу увеличены часы чеченского языка и литературного чтения на чеченском языке.
Таким образом, количество часов, отводимых на изучение чеченского языка и литературного чтения на чеченском языке, во II-III классах доведено до 5-ти часов в неделю (З часа в неделю на изучение родного (чеченского) языка и 2 часа в неделю на изучение литературного чтения на родном языке). В I и IV классах доведено до 4-х часов в неделю (2 часа в неделю на изучение чеченского языка и 2 часа в неделю на изучение литературного чтения на чеченском языке).
В 1-4 классах используется УМК «Школа России», под руководством Плешакова А. А.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на уровне начального общего образования учебным планом предусмотрено изучение иностранного языка, начиная со 2 класса по 2 часа в неделю, в 5-9 классах 3 часа и в 10-11 классах по 3 часа в неделю.
Учебный предмет «Окружающий мир» изучается с I по IV классы по 2 часа в неделю. Данный учебный предмет является интегрированным. Элементы основ безопасности жизнедеятельности, а также разделы социально-гуманитарной направленности преподаются в качестве модулей, включенных в содержание предмета «Окружающий мир».
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 января 2012 года №84—р, изучается в 4 классе в объеме 1 часа в неделю.
Учебный предмет «Физическая культура» преподается в объеме 2 часов в неделю, третий час физической культуры организован за счет внеурочной деятельности.
Предусматривается проведение на уроках физкультминуток и гимнастики для глаз в соответствии с рекомендованными комплексами упражнений (приложение 4, 5 СанПиН 2.4.2.2821-10).
Внеурочная деятельность реализуется: в 1-4 классах — 5 часов в неделю по следующим направлениям: социальное, Общеинтелектуальное, общекультурное, спортивно оздоровительное. Внеурочная деятельность является обязательной и находит отражение в образовательной программе школы.
Обучение в первых классах в соответствии с СанПиНом 2.4.2.2821-10 организуется по пятидневной неделе с максимально допустимой недельной нагрузкой в 21 академический час и дополнительными недельными каникулами в середине третьей четверти. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня не должен превышать для обучающихся 1 классов 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры. Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.
Обучение в 1 классах осуществляется с использованием «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии. В сентябре, октябре проводятся по 3 урока в день по 35 минут каждый, остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми. В ноябре, декабре проводятся по 4 урока по 35 минут каждый, во втором полугодии (январь - май) - по 4 урока по 40 минут каждый.
Продолжительность урока во II — IV классах составляет 45 минут.
Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебные недели, 2 - 4 классах - 34 учебные недели.
Учебный план для V-IX классов составлен на основе учебного плана ООП ООО в соответствии требований ФГОС ООО РФ для общеобразовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке, но наряду с ним изучается родной язык, как один из языков народов Российской Федерации.
Учебный план для V-IX классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования и рассчитан на 35 учебных недель в году, для IХ классов — 34 учебные недели. Продолжительность урока в V — IX классах составляет 40-45 минут.
В учебный план 5-9 классов внесены следующие изменения:
1. В 5-9 классах часы, из части, формируемой участниками образовательного процесса, переданы на усиление родного (чеченского) языка и родной литературы. (5кл. - 2 часа, 6кл. - 2 часа, 7кл. - 2 часа, 8кл. — 1 час, 9кл – 1час.).
Количество часов, отводимых на изучение родного (чеченского) языка и родной литературы в 5-6 классах доведено до 5-ти часов в неделю (3 часа в неделю на изучение чеченского языка и 2 часа в неделю на изучение чеченской литературы), в 7-8 классах доведено до 4-ти часов в неделю (2 часа в неделю на изучение чеченского языка и 2 часа в неделю на изучение чеченской литературы), в 9 классе 4 часа (3 часа в неделю на изучение чеченского языка и 1 час на изучение чеченской литературы).
2. В 5 классах 1 час из части, формируемой участниками образовательного процесса, передан на усиление предмета география.
3. В 5 классах 1 час предмета литература, передан на усиление предмета обществознание.
4. В 7 классах 1 час из части, формируемой участниками образовательного процесса, передан на усиление предмета биология.
Количество часов на изучение биологии в 7 классах, доведено до 2-х часов в неделю.
5. В 8 классе, из части, формируемой участниками образовательного процесса, 1 час передан на усиление русского языка и литературы (русский язык 4 часа, литература 2 часа).
6. В 9 классах, из части, формируемой участниками образовательного процесса, часы переданы на усиление математики (алгебра 1 час) и на усиление чеченского языка (1 час).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений (элективные учебные предметы), определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов и получать дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ. Время, отводимое на данную часть учебного плана, использовано на увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных предметов обязательной (базовой) части.
Третий час физической культуры введен в учебный план согласно «Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.10.2010г. № ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры». При составлении рабочих учебных программ по физической культуре образовательное учреждение руководствуется «Методическими рекомендациями о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации».
При проведении учебных занятий по «Технологии» (X-XI классы), «Физической культуре» (X-XI классы) осуществляется деление классов на две группы.
История Чеченской Республики будет изучаться в рамках курса «История России». География Чеченской Республики будет изучаться в рамках курса «География».
Учебный предмет «Обществознание» является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика», «Право» «Коррупция и правонарушения».
Учебный предмет «Технология» построен по модульному принципу с учетом возможностей образовательного учреждения.
Часть традиционного содержания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), связанная с правовыми аспектами военной службы, перенесена в учебный предмет «Обществознание».
Согласно Приказу №506 от 7 июня 2017года «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего и среднего (полного) образования утвержденных приказом Минобрнауки России от 5 марта 2004 года №1089», введен предмет астрономия (1 час в первом полугодии 10 класса).
Учебный план финансируется не ниже максимальной учебной нагрузки 37 часов в неделю.
Учебный год заканчивается в IX классе — 25 мая. В течение учебного года предусматриваются каникулы: осенние — с 30 октября по 5 ноября, зимние — с 25 декабря по 7 января, весенние — с 26 марта по 1 апреля.
О календарно-учебном графике
Годовой календарный график является локальным нормативным документом, регламентирующим общие требования к организации образовательного процесса в учебном году. Годовой календарный график разработан в соответствии с Законом РФ "Об образовании", СанПиН, Уставом школы. Содержание годового календарного графика: режим работы, продолжительность учебного года, количество недель, сроки и продолжительность каникул.
О методических и иных документах, разработанных образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса, в виде электронного документа
Аннотации к рабочим программам
Численность обучающихся
В организации | В каждой параллели | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |||
За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета | Всего | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Свободно | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ | Всего | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Свободно | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
За счет бюджетных ассигнований местных бюджетов | Всего | 507 | 55 | 53 | 26 | 63 | 47 | 51 | 48 | 56 | 55 | 25 | 28 |
Свободно | 66 | 0 | 0 | 23 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 23 | 20 | |
За счет средств физического и (или) юридического лица | Всего | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Свободно | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
Всего | Всего | 507 | 55 | 53 | 26 | 63 | 47 | 51 | 48 | 56 | 55 | 25 | 28 |
Свободно | 66 | 0 | 0 | 23 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 23 | 20 |